В ситуации, когда села и кварталы в нашей стране становятся краше, а города краше, особое внимание уделяется их прошлой истории и культуре. Ведь, как отметил Президент, «сегодня у нас есть такая историческая возможность, что мы должны вернуться к истокам нашей великой культуры, к истокам нашего древнего наследия, применить богатые традиции нашего прошлого к построению нового общества». ."
Город Нурота, имеющий богатую историю нашей страны, географически расположен в центре Узбекистана.Нуротинский район граничит с Джизакской областью на северо-востоке, Самаркандской областью на юго-востоке и востоке, с другими районами Навоийской области на западе и юго-западе. . Город Нурота, центр района, славится своей богатой и неповторимой природой, зилалом и святыми источниками. При этом история города уходит в далекое прошлое.
Абу Бакр Наршахи дает сведения об этом историческом городе, вошедшем на страницы истории под названием Нурато или Нури Бухара, и записывает его как историческое место в пределах Бухары. Если предположить, что Наршахи жил в IX-X веках, и если принять во внимание тот факт, что он записал сведения об этом регионе в тот период, то древность Нура не вызывает сомнений. Уже в то время это место было местом посещения паломников. Привлекает внимание святой источник в западной части храма и священная рыба в источнике. Над источником, в его западном углу, помещены сагана и надгробие. Этот памятник принадлежит знаменитому Сайид ад-Дину Абу Хасану с нисабом Нури.
Архитектурные памятники в основном являются продуктом периода Шайбани и были отреставрированы в более поздние периоды, то есть во время правления династии мангитов. По словам Наршахи, в Нуре были мечети и мечети. Большинство паломников – жители Бухары, а также много людей из других мест. Даже сейчас большинство приезжающих сюда людей из Бухары и ее окрестностей. Наршахи писал, что те, кто вернулся из Паломничества Света, должны обладать добродетелями паломников. То, что свет является святыней, связано с наличием в этом месте священных мест на земле. Об этом свидетельствует наличие святого источника, рыбы, исторических памятников, могилы таких исторических деятелей, как Саид ад-Дин Абул Хасан Нури, Ар-Руми, а также могилы подданных, приехавших в Моваруннахр во время Арабская оккупация и умерла в этой земле и была похоронена в Нуре.
Древняя история Нура связана с завоеванием Александром Македонским. В одном из селений вокруг Нура находится символический мавзолей его и его матери, и это место также считается святыней. Однако конкретных доказательств того, что Нур был основан македонским завоевателем, нет, есть только легенды, какие-то длинные легендарные истории, являющиеся продуктом фольклора.
Следует отметить, что хотя древняя история Нуроты упоминается в письменных источниках и преданиях разных периодов, история города и его окрестностей изучена недостаточно научно. В начале 50-х годов прошлого века кратковременные научные исследования научной группы под руководством Я.Г.Гуломова, а в 70-х и 80-х годах исследования, проведенные научным сотрудником Института археологии ФА О.М. Ростовцев пролил свет на это поле. Наши краткосрочные исследования в Нуроте и ее окрестностях показали необходимость обширных исторических археологических исследований в этом районе.
Во-первых, согласно ненаучным предположениям о названии города, город был основан по приказу Александра Македонского и в средние века был известен как «Нур», «Нури Бухара». В трудах средневековых историков Наршахи, Джувейни, Истахри древний город упоминается как «Нур». Не исключено, что термин «Нур» появился по отношению к фонтану в черте города. Потому что вода испаряется и поднимается из родника у подножия горы весной и зимой. Этот водяной пар подвергается воздействию лучей утреннего солнца, образуя радугу, и кажется, что свет поднимается от земли.
Если обратиться к более древней истории, то в то время, когда возник город Нурота, нынешние территории Нуроты входили в состав древней Согдийской области. По результатам исследований, проведенных в последние годы. В VII-IV веках граница Согдии ограничивалась Бухарским оазисом на западе, Гиссарскими горами на востоке, низовьями Кашкадарьи и Кохитангскими холмами на юге, Нуратинскими горами на севере. Земля Согдия, занимавшая важное место в социально-экономической и политической жизни Средней Азии в древности, упоминается в различных источниках под названиями Согда, Согуда, Согдиона. В настоящее время нет четких представлений о происхождении этих имен и их значении. Одни исследователи (В. Томашек) говорят, что это название произошло от иранского слова «СУС» — «горящий, сияющий, сияющий», другие (О. Смирнова) считают, что это слово означает «земля плодородных оазисов».
Если обратить внимание на то, что названия древних стран и областей часто происходят от названий гор, рек, озер и крепостей на их территории, то возникает вопрос, не получила ли Согдия название места на ее территории. Нурота, светлая и благодатная земля, вполне может подойти именно здесь. Однако для обоснования этой идеи все еще необходимы дополнительные научные исследования.
Хотя первые письменные источники, дающие ценные сведения для восстановления нашей древней истории, - "Авеста", ахеменидские клинописные надписи и труды греко-римских историков дают сведения о Согдии и согдийцах, они не содержат сведений о Нуроте. Проведенные на сегодняшний день археологические исследования не выявили культурных слоев Нуроты, относящихся к ахменскому или греко-македонскому периоду. Данным положением определяется необходимость проведения серьезных археологических исследований в этих районах и определения возраста города Нурота в результате этих исследований.
Здесь мы сочли необходимым обратить внимание на один вопрос. Известно, что история земледелия и ирригационных сооружений – очень интересная тема. Обнаружение остатков сельскохозяйственной продукции, орудий труда, емкостей для хранения сельскохозяйственной продукции, корней ирригационных сооружений на территории древних районов Узбекистана свидетельствует об определенном типе хозяйственного ведения. Земледельческие и ирригационные сооружения в Согдии середины I тыс. до н.э. до конца не изучены. Здесь необходимо подчеркнуть, что в 60-х годах прошлого века Я. Гуломов исследовал особенности и гидрографию орошения древних земель в низовьях Зеравшана и Кашкадарьи. В частности, А. Отдельно следует отметить исследования Мухаммаджанова по вопросам древнего и средневекового орошения.
В Бактрии, Хорезме, Маргии и Согдионе выявлены следы ирригационных сооружений, относящихся к ахеменидской эпохе. Согласно большинству исследований, именно в этот период появились подземные каналы, которые использовались для орошения предгорий и степей. В частности, когда Полибий давал сведения о военных походах селевкидского царя Антиоха III через парфянские степи, он писал, что эти степные районы орошались через подземные каналы с несколькими колодцами, и эти каналы были построены «в персидский период».
Нуратинский – один из районов Узбекистана, где используются такие сложные ирригационные сооружения. Кориз до сих пор используется здесь. Как мы упоминали выше, цистерна представляет собой подземное водное сооружение. Строительство такого ирригационного сооружения было чрезвычайно трудным и сложным. Помимо трудоемкой ручной работы, требуется очень точное определение слоя накопления грунтовых вод, сезонных изменений уровня воды, уклона рельефа площадки захоронения. В Нуроте скважина, из которой в настоящее время добывается вода на поверхности, называется «Калтинская скважина», и в ней насчитывается 50 скважин. Даже человек, производящий здесь поверхностный осмотр, не может не восхищаться искусством древних крестьян.
Кори метод полива. Если обратить внимание на то, что она широко использовалась в предгорных равнинах и степях в VII-IV веках, то можно заметить, что окрестности Нуроты стали использоваться оседлым населением еще в ахменский период. . Древние земледельцы Нуроты использовали этот метод орошения, несмотря на его сложность. Несомненно, что в тех местах, куда доходили эти воды, они овладевали землей и строили поселения и слободы.
В течение трех дней наша исследовательская группа проводила поисковые и инспекционные работы в руинах замка Нурота, Девори Пироста, которая предположительно является городской стеной, и замка Пашшот вокруг Нуроты. Эти памятники и глиняная посуда вокруг них были собраны. По предварительным выводам древнейшая из керамики относится к IV-V векам н.э. (то есть к согдийско-эфталитскому периоду). Керамика, которая считается более древней, требует сравнительного изучения.
Частично изучено строение нуротинской крепости, стены и башни (созвездия) на них. Сохранились входы, ведущие во внутренние коридоры крепостной стены (местные жители считают их пещерами). Крепостная стена строилась из сырцового кирпича на основе соломы и время от времени ремонтировалась. Размеры сырцового кирпича в Согдии до н.э. Установлено, что он очень близок к кирпичам таких памятников, как Узункир, Еркурган, Чордара VI-IV вв. На данный момент это предварительные выводы, и для того, чтобы сделать окончательные выводы, необходимы серьезные исследования.
История Нуроты в исламский период более широко освещена в источниках, и с этим местом связаны события и процессы далекого прошлого. Если обратить внимание на его прошлое, то здесь поселились потомки Сельджука, Тугрулбека, Давуда и Ябгулара. После конфликта с народом Джанд трое братьев со своим войском и стадом поселяются в окрестностях Нура. Конечно, не подлежит сомнению, что было получено согласие эмиров Бухары на их поселение в владениях, принадлежащих сомонитам. Согласно свидетельству историка Хамдаллы Казвини, это событие произошло в 985 году.
После победы над врагами, захватившими Бухару, Мунтасир, последний эмир саманитов, с остальными войсками пришел в Нуроту, напал оттуда на своего противника, который укрепился и обосновался в крепости Дабусия.
Согласно произведению Джамаля ал-Карши «Мулхакат ас-сурах», сельджуки вокруг Нуроты были изгнаны эмиром Бухары. Но на самом деле сельджуки покинули эти места под влиянием кораханцев.
В 1220 году Чингисхан без боя захватил Нуроту, когда двинулся на Бухару через О'трор. Чингисхан направил в Нур армию во главе с Тахиром Бахадиром, и в январе 1220 года эти монгольские воинские части прошли через караванный путь между Утрором и Нуром и потребовали от жителей города сдаться. Люди Нура вели переговоры с Тахиром Бахадиром и отправили своих послов к Чингисхану. Монгольский хан приказал передать город Субутою, который был более влиятельным, чем Тахир в военном отношении. По приказу Субутоя жители покинули город, взяв с собой необходимые для повседневных нужд вещи, товары и продукты. После этого город был разграблен. Во время визита Чингисхана награбленное было возвращено жителям, а от жителей Нуроты потребовали выплатить компенсацию в размере 1500 динаров. Монголы сформировали воинскую часть из 60 человек во главе с местным правителем Эль-Хаджи из Нуроты и направили ее на осаду крепости Дабусия.
В источниках периода российской оккупации 60-х годов 19 века теплые слова написаны о деде Нуроты, Абдале Гафаре. В 1886 году, когда граница между Россией и Бухарой была перенесена из области пустыни Нурата, вместе с Абдал Гаффаром, Зийовуддином и беками Хатырчи участвовали.
Так, краткосрочная поисково-обзорная экспедиция, проведенная в Нуроте, свидетельствует о необходимости широких исследований в этой области. Нурота, несомненно, является одним из старейших городов нашей республики. Всестороннее научное обоснование этого мнения зависит от результатов будущих исследований.